Сельскохозяйственное производство является сложной и трудоемкой отраслью.
	Механизация процессов по выращиванию сельскохозяйственных культур способствует облегчению труда, повышению производительности и снижению себестоимости продукции.
	В сельском хозяйстве большое количество сложной техники, обеспечивающей:
Основную и поверхностную обработку почвы, посев и посадку, подготовку и внесение удобрений, химическую защиту растений; заготовку кормов, послеуборочную обработку зерна, погрузку и транспортировку сельскохозяйственных грузов.
	Качество выполнения названных работ, эффективность использования техники, оптимальное расходование топлива в значительной степени зависят от квалификации специалиста.
	Данный   курс охватывает период обучения учащихся 10 классов исходя из 34 часовой нагрузки.
	 В процессе теоретических занятий учащиеся должны узнать, как подготовить машину, чтобы она работала высокопроизводительно и без сбоев.
	Считаю, изучение курса «Трактора и сельскохозяйственные машины» способствует подготовке старшеклассников к производительному механизированному труду и позволяет подвести их вплотную к овладению профессий сельского механизатора и сдаче экзаменов на права тракториста-машиниста определенных категорий.
  Цель программы:
—	подготовка учащихся к осознанному профессиональному; самоопределению в условиях рыночной экономики; 
Задачи программы:
—	формировать политехнические знания;
—	привить элементарные знания и умения в области использования тракторов и с\х машин;
—	воспитать трудолюбие предприимчивость;
—	обеспечить учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.
Тематический план предпрофильного курса
Трактора и сельскохозяйственные машины
1	Введение.
Вопросы общей техники безопасности на рабочем месте	         1
2	Классификация. Устройство тракторов. Основные  системы, узлы и агрегаты.	         1
3	Двигатели внутреннего сгорания	         1
4	Трансмиссия. 	         1
5	Тормозные системы. Управление  тракторами.	         1	         
6	Электрооборудование тракторов. Навесная система.	         1
7	Комплекс почвообрабатывающей  и посевной  с/х техники	         1
8	Комплекс кормозаготовительной   с/х техники	         1
9	 Комплекс уборочной с/х техники Зачет	         1
	Всего 9 часов	        9	 
Содержание тем.
       Тема №1. Введение.
Вопросы общей техники безопасности на рабочем месте
        Теоретические сведения: Организация рабочего места в зависимости от  характера работ. Вопросы  охраны труда и требования производственной санитарии. Область применения Тракторов и сельскохозяйственных машин и особенности ее использования.
Тема № 2. Классификация.  Устройство тракторов. Основные  системы, узлы и агрегаты.
Теоретические сведения: Устройство тракторов. Основные  системы, узлы и агрегаты.  Двигатели, системы: охлаждения, смазки, подачи, пуска. Сцепление, КПП, трансмиссия, ходовая часть.
.
Тема № 3. Двигатели внутреннего сгорания
Теоретические сведения: Классификация двигателей по принципу работы, по виду топлива, по особенностям устройства, способам пуска, по способу охлаждения.  Устройство двигателя трактора Д-240 и Д-21 
Тема № 4. Трансмиссия.
Теоретические сведения:  Виды трансмиссий особенности трансмиссии  гусеничных тракторов.  Планетарный механизм. Трансмиссия колесных тракторов.
Тема № 5. Тормозные системы. Управление  тракторами.
Теоретические сведения:  Виды тормозных систем. Рабочее тормоза. Стояночный тормоз устройство тормозной системы трактора Т-25. Управление трактором К-701 и Т-150 К, управление гусеничными тракторами.
Тема № 6. Электрооборудование тракторов. Навесная система.
        Теоретические сведения:  Электрооборудование тракторов назначение основные узлы.  Навесные системы  устройство
Тема № 7. Комплекс посевной  с/х техники
Теоретические   сведения:  Классификация. Назначение, основные виды. Устройство культиватора КПС- 4, сеялки СЗТ -3,6
Тема № 8. Комплекс кормозаготовительной   с/х техники
Теоретические сведения: Классификация, назначение. Технологические линии. Устройство косилки КСФ-2,1 и пресса-подборщика 
Тема № 9 Комплекс уборочной с/х техники
Теоретические сведения:  Классификация, назначение.  Устройство зерноуборочного комбайна СК-5 М «Нива» СКД-6 «Енисей». Сортировальные машины. Сушильные агрегаты. Зачет
Формы организации работы: — групповая
Вид контроля: реферат
Методические рекомендации:
                —  программа рассчитана  на учащихся  10 классов  сельских школ
                —  при проведении курса необходима с\х техника для выполнения
                   практических работ
                —  необходимо использовать наглядные пособия по
                   сельскохозяйственной технике
Перечень знаний и умений
учащиеся должны знать:
—  общие требования к организации рабочего места и основные
    условия безопасной работы.
—  правильно  оценивать качество и надежность тракторов и с\х машин;
—  устройство тракторов. Основные  системы, узлы и агрегаты.
—  принцип действия узлов и агрегатов тракторов и с\х машин
—  особенности    эксплуатации   тракторов и с\х машин
учащиеся должны уметь:
—  организовывать свое рабочее место в зависимости от
     характера работ;
—  правильно эксплуатировать трактора и с\х машины;
Перечень профессий, которые могут быть получены после изучения материала данного курса:
•	инженер — механик;
•	техник — механик;
•	слесарь по ремонту тракторов;
•	слесарь по ремонту с\х машин;
•	 тракторист
•	тракторист машинист широкого профиля;
•	глава крестьянского фермерского хозяйства
    Список литературы для учителя
1.	И.Н. Краснов, В.А. Рубанников Эксплуатация машин  и оборудования кормозоготовительной техники:  Росагропромиздат, 1999 г.
2.	Скиба А,П.  Управление ремонтным производсвом в с\х, — М.: Агропромиздат 1998 год.
3.	Швченко П.Д. Интенсвная технология возделывания многолетних трав на корм. – М.: Росагропромиздат, 1999 г.
4.	Филатов Л.С  Справчник по технике безопасности. Россельхозиздат 1993. г.
Список литературы для учащихся
1.	 Газарян А.А. Техническое обслуживание тракторов. – М.: Транспорт, 1989 год.
2.	Родичев В.А.  Тракторы: Учебник для начального профессионального образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001.
 
                                 
                                