Сельскохозяйственное производство является сложной и трудоемкой отраслью.
Механизация процессов по выращиванию сельскохозяйственных культур способствует облегчению труда, повышению производительности и снижению себестоимости продукции.
В сельском хозяйстве большое количество сложной техники, обеспечивающей:
Основную и поверхностную обработку почвы, посев и посадку, подготовку и внесение удобрений, химическую защиту растений; заготовку кормов, послеуборочную обработку зерна, погрузку и транспортировку сельскохозяйственных грузов.
Качество выполнения названных работ, эффективность использования техники, оптимальное расходование топлива в значительной степени зависят от квалификации специалиста.
Данный курс охватывает период обучения учащихся 10 классов исходя из 34 часовой нагрузки.
В процессе теоретических занятий учащиеся должны узнать, как подготовить машину, чтобы она работала высокопроизводительно и без сбоев.
Считаю, изучение курса «Трактора и сельскохозяйственные машины» способствует подготовке старшеклассников к производительному механизированному труду и позволяет подвести их вплотную к овладению профессий сельского механизатора и сдаче экзаменов на права тракториста-машиниста определенных категорий.
Цель программы:
— подготовка учащихся к осознанному профессиональному; самоопределению в условиях рыночной экономики;
Задачи программы:
— формировать политехнические знания;
— привить элементарные знания и умения в области использования тракторов и с\х машин;
— воспитать трудолюбие предприимчивость;
— обеспечить учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.
Тематический план предпрофильного курса
Трактора и сельскохозяйственные машины
1 Введение.
Вопросы общей техники безопасности на рабочем месте 1
2 Классификация. Устройство тракторов. Основные системы, узлы и агрегаты. 1
3 Двигатели внутреннего сгорания 1
4 Трансмиссия. 1
5 Тормозные системы. Управление тракторами. 1
6 Электрооборудование тракторов. Навесная система. 1
7 Комплекс почвообрабатывающей и посевной с/х техники 1
8 Комплекс кормозаготовительной с/х техники 1
9 Комплекс уборочной с/х техники Зачет 1
Всего 9 часов 9
Содержание тем.
Тема №1. Введение.
Вопросы общей техники безопасности на рабочем месте
Теоретические сведения: Организация рабочего места в зависимости от характера работ. Вопросы охраны труда и требования производственной санитарии. Область применения Тракторов и сельскохозяйственных машин и особенности ее использования.
Тема № 2. Классификация. Устройство тракторов. Основные системы, узлы и агрегаты.
Теоретические сведения: Устройство тракторов. Основные системы, узлы и агрегаты. Двигатели, системы: охлаждения, смазки, подачи, пуска. Сцепление, КПП, трансмиссия, ходовая часть.
.
Тема № 3. Двигатели внутреннего сгорания
Теоретические сведения: Классификация двигателей по принципу работы, по виду топлива, по особенностям устройства, способам пуска, по способу охлаждения. Устройство двигателя трактора Д-240 и Д-21
Тема № 4. Трансмиссия.
Теоретические сведения: Виды трансмиссий особенности трансмиссии гусеничных тракторов. Планетарный механизм. Трансмиссия колесных тракторов.
Тема № 5. Тормозные системы. Управление тракторами.
Теоретические сведения: Виды тормозных систем. Рабочее тормоза. Стояночный тормоз устройство тормозной системы трактора Т-25. Управление трактором К-701 и Т-150 К, управление гусеничными тракторами.
Тема № 6. Электрооборудование тракторов. Навесная система.
Теоретические сведения: Электрооборудование тракторов назначение основные узлы. Навесные системы устройство
Тема № 7. Комплекс посевной с/х техники
Теоретические сведения: Классификация. Назначение, основные виды. Устройство культиватора КПС- 4, сеялки СЗТ -3,6
Тема № 8. Комплекс кормозаготовительной с/х техники
Теоретические сведения: Классификация, назначение. Технологические линии. Устройство косилки КСФ-2,1 и пресса-подборщика
Тема № 9 Комплекс уборочной с/х техники
Теоретические сведения: Классификация, назначение. Устройство зерноуборочного комбайна СК-5 М «Нива» СКД-6 «Енисей». Сортировальные машины. Сушильные агрегаты. Зачет
Формы организации работы: — групповая
Вид контроля: реферат
Методические рекомендации:
— программа рассчитана на учащихся 10 классов сельских школ
— при проведении курса необходима с\х техника для выполнения
практических работ
— необходимо использовать наглядные пособия по
сельскохозяйственной технике
Перечень знаний и умений
учащиеся должны знать:
— общие требования к организации рабочего места и основные
условия безопасной работы.
— правильно оценивать качество и надежность тракторов и с\х машин;
— устройство тракторов. Основные системы, узлы и агрегаты.
— принцип действия узлов и агрегатов тракторов и с\х машин
— особенности эксплуатации тракторов и с\х машин
учащиеся должны уметь:
— организовывать свое рабочее место в зависимости от
характера работ;
— правильно эксплуатировать трактора и с\х машины;
Перечень профессий, которые могут быть получены после изучения материала данного курса:
• инженер — механик;
• техник — механик;
• слесарь по ремонту тракторов;
• слесарь по ремонту с\х машин;
• тракторист
• тракторист машинист широкого профиля;
• глава крестьянского фермерского хозяйства
Список литературы для учителя
1. И.Н. Краснов, В.А. Рубанников Эксплуатация машин и оборудования кормозоготовительной техники: Росагропромиздат, 1999 г.
2. Скиба А,П. Управление ремонтным производсвом в с\х, — М.: Агропромиздат 1998 год.
3. Швченко П.Д. Интенсвная технология возделывания многолетних трав на корм. – М.: Росагропромиздат, 1999 г.
4. Филатов Л.С Справчник по технике безопасности. Россельхозиздат 1993. г.
Список литературы для учащихся
1. Газарян А.А. Техническое обслуживание тракторов. – М.: Транспорт, 1989 год.
2. Родичев В.А. Тракторы: Учебник для начального профессионального образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001.