ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПРИ ХРАНЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

Выбор и обоснование способов хранения машин в хозяйстве.

Хранение машин — один из важнейших элементов технологического процесса эксплуатации машинно-тракторного парка. Для обеспечения сохранности техники в межсезонный период в каждом хозяйстве проводят широкий комплекс организационно-технологических мероприятий, направленных на предохранение машин, их узлов и деталей от коррозионных разрушений, старения и деформации. Ведется работа по предупреждению разукомплектования машин в период хранения и использования.

К организационным мероприятиям относятся:

создание необходимой базы для хранения и противокоррозионной защиты машинно-тракторного парка;

составление плана и схемы размещения машин по группам, видам и маркам на местах хранения;

организация и укомплектование рабочих мест по консервации и хранению необходимыми средствами механизации и оснасткой, подготовка их к работе, обеспечение смазочными и консервационными материалами;

учет при приемке машин на хранение и их выдаче с мест хранения;

создание специализированных звеньев по хранению техники;

контроль за пожарной безопасностью и создание безопасных условий труда работникам, занятым на хранении техники.

К технологическим мероприятиям относятся:

очистка и мойка машин;

консервация агрегатов и отдельных частей машин, снятие узлов и деталей, требующих складского хранения;

герметизация полостей и разъемных частей;

доставка машин к местам хранения и их установка на подставки;

техническое обслуживание машин во время хранения; снятие с хранения и расконсервация машин, установка снятых узлов и деталей;

регулировка и настройка машин и агрегатов.

Государственным стандартом 7751—85 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения» определены три вида хранения: межсменное, кратковременное и длительное.

На межсменное хранение машины устанавливают при перерывах в работе до 10 дней.

Технику очищают от растительных остатков и технологических загрязнений и моют; отключают аккумуляторные батареи, рычаги управления, прицепные устройства, устанавливают машины в положения, исключающие самопроизвольное их скатывание (подкладывают упоры под колеса). Как правило, на меж сменное хранение машины оставляют на специально отведенных стоянках работающей техники бригад и от делений.

На кратковременное хранение машины устанавливают при перерывах в их работе от 10 дней до 2 месяцев, а на длительное хранение — если срок неиспользования машин составляет свыше 2 месяцев.

Машины должны быть своевременно и правильно размещены на местах хранения по группам, видам и маркам с соблюдением между ними необходимого интервала для технического обслуживания и осмотра.

К кратковременному хранению машины подготавливают непосредственно после окончания их использования, а к длительному — не позднее 10 дней с момента окончания работ. Машины для приготовления, внесения и транспортировки удобрений и пестицидов подготавливают к хранению сразу же после окончания работ.

При кратковременном хранении основное внимание уделяют очистке и мойке машин, герметизации отверстий, полостей, через которые могут попасть атмосферные осадки внутрь машин, сохранности резинотекстильных частей и деталей, аккумуляторных батарей. При этом с них не снимают узлы и детали.

Транспортерные ленты (полотняные и прорезиненные) в случае хранения машины свыше месяца на открытой площадке снимают, свертывают в рулоны и сдают на склад. Аккумуляторные батареи отключают, проверяют в них уровень и плотность электролита и при необходимости доливают дистиллированную воду и подзаряжают. Если машины хранятся при низких температурах или находятся на хранении свыше месяца, аккумуляторы сдают на склад.

Длительное хранение предусматривает выполнение всего комплекса организационно-технологических работ по хранению, консервации и противокоррозионной защите сельскохозяйственной техники.

В соответствии с действующим ГОСТом хранение машин осуществляется в закрытых помещениях (гаражах, ангарах, сараях), под навесами или на открытых оборудованных площадках.

Наибольшая сохранность техники обеспечивается в за крытых помещениях. Размещение машин в гаражах, ангарах, сараях исключает воздействие на них неблагоприятных климатических и атмосферных факторов. В крытых помещениях хранят в первую очередь сложную, до рогостоящуютехнику:

зерноуборочные, самоходные кормоуборочные, силосоуборочные и другие комбайны, трак торы, насосные установки. При этом значительно сокращаются трудозатраты и расход материалов на консервацию. С машины не снимают детали, узлы и агрегаты, но ремни и транспортерные ленты ослабляют от натяжения, с них удаляют масляные пятна; втулочно-роликовые цепи проваривают и устанавливают без натяжения. Рабочие органы, звездочки, винтовые и резьбовые поверхности регулирующих механизмов покрывают защитной консервационной смазкой.

Хранение машин под навесами в основном такое же, как и в закрытых помещениях. В этом случае обяза тельно проводят внутреннюю консервацию двигателей; металлические части защищают от дождя и снега консервационными составами.

На открытых площадках, как правило, размещают более простые сельскохозяйственные машины и орудия: плуги, бороны, культиваторы, катки, лущильники и т. д. При хранении сложных машин на открытых площадках с них снимают подверженные коррозии и старению узлы (втулочно-роликовые цепи, приводные ремни, транспортерные ленты, узлы и детали электрооборудования и т. п.) и сдают на склад, предварительно очистив их от загряз нений.

У машин герметизируют все полости и защищают консервационными смазками поверхности с разрушенным лакокрасочным покрытием, рабочие органы, резьбовые соединения. Укрывают двигатели комбайнов и других самоходных машин защитными чехлами. Капоты и дверцы кабин тракторов, комбайнов и других самоходных машин закрывают и пломбируют.

Наименование машин Способ хранения
Тракторы:
Гусеничные З
колёсные и самоходные шасси З
Прицепы автомобильные и тракторные АБ
Универсальные погрузочные средства Н
Машины для обработки почвы:
Плуги Б
дисковые лущильники, бороны, катки, АБ
бороны зубовые ОГ
Сцепки АБ
Культиваторы АБ
Разбрасыватели удобрений 3
Машины посевные и посадочные:
сеялки зерновые З
сеялки специальные З
картофелесажалки З
машины рассадопосадочные З
Машины для ухода за растениями З
Машины уборочные:
комбайны зерновые З
Жатки АБ
комбайны кукурузоуборочные З
комбайны силосоуборочные З
комбайны свеклоуборочные З
льнокомбайны З
Косилки З
Стогометатели АБ
Грабли АБ
пресс-подборщики З
подборщики-копнители АБ
Копновозы АБ
картофелекопатели ОГ
машины ботвоуборочные АБ
пункты сортировальные З
Применяемые обозначения:

3 — хранение в закрытом помещении;

Н — хранение машин под навесом;

АБ — хранение машин на площадке с асфальтобетонным покрытием;

Б — хранение машин на площадке с бетонным покрытием; ОГ — хранение машин на площадке с покрытием из оптимальной гравийной смеси.

Выбор и размещение зон хранения машин

Открытые площадки с твердым покрытием предназначены для размещения и хранения сельскохозяйственной техники. Поверхность их делают ровной с уклоном 2…3° для стока дождевых и талых вод. В качестве твердого покрытия применяют асфальт, асфальтобетон, бетон, гравий (рис.).

Открытые площадки с твердым покрытием для хранения сельскохозяйственной техники

Открытые площадки с твердым покрытием для хранения сельскохозяйственной техники
Площадки либо состоят из отдельных полос с твердым покрытием, либо имеют сплошное твердое покрытие.

Технику на площадках размещают по видам и маркам машин в соответствии с технологическим планом выполнения полевых работ, то есть в таком порядке, который обеспечивает свободный въезд и выезд машин, а также осмотр и техническое обслуживание их в период хранения.

На открытых площадках минимальное расстояние между машинами в ряду должно быть не менее 0,7 м, а между рядами машин — не менее 6 м.

Ширину полос определяют в зависимости от габаритов и способа установки машин. Как правило, ширина полос при однорядном размещении — 2…3 м, а при двухрядном — 4…6 м.

Технологический процесс хранения машин

Технологический процесс подготовки сельхозтехники к хранению включает следующие операции:

очистку, мойку и сушку машин;

внутреннюю консервацию полостей и агрегатов машин;

снятие с машин и консервацию узлов и деталей, подлежащих хранению в специально оборудованных складах;

герметизацию отверстий, щелей, полостей;

наружную консервацию рабочих органов и других поверхностей машин; установку машин на подставки (подкладки).

Очистка, мойка и сушка. При подготовке к хранению машины очищают от грязи, пыли, технологических остатков, масляных подтеков, удобрений, пестицидов, ржавчины, отслаивающейся краски, поскольку консервационные составы, нанесенные на неочищенные поверхности, не предохраняют металл от коррозии.

Для удаления масляных и грязевых отложений лучше использовать моющие составы МС-6, «Лабомид-101», «Аэрол», МС-8, МС-15, «Темп-100» и др.

Мойку машин проводят на специально оборудованных площадках с твердым покрытием или на эстакадах.

Незначительные загрязнения смывают веерной струей при небольшом давлении воды, а сильно загрязненные и неокрашенные поверхности деталей — кинжальной струей при максимально возможном давлении.

Для очистки, мойки и сушки машин рекомендуются: машина для очистки ОМ-5361, машина мониторная моечная ОМ-5359, кран обдувочный ПТ-3353, чехлы защитные для электрооборудования, щетка металлическая, скребок металлический, щетка моечная ручная М-906. После очистки и мойки обдувают машины сжатым воз духом для удаления влаги.

Консервация внутренних полостей. Консервацию кривошипно-шатунного механизма, цилиндропоршневой группы осуществляют следующим образом:

запускают дизель и дают ему проработать 8… 10 мин на смеси дизельного топлива с 5% присадки АКОР-1, предварительно залив в картер дизеля рабочее консервационную смесь (дизельное масло с 5… 10% присадки АКОР-1);

при отключенной подаче топлива прокручивают коленчатый вал дизеля пусковым двигателем или стартером в течение 10…15 с.

Если присадка АКОР-1 отсутствует, консервацию проводят на рабочем масле.

Смесь дизельного топлива с 5% присадки АКОР-1 используют для консервации топливной системы (топливо проводов, топливных фильтров, форсунок, топливного насоса). Для консервации цилиндра пускового двигателя через отверстие для свечи заливают 30…40 г свежего дизельного масла или рабочее консервационную смесь и прокручивают коленчатый вал вручную в течение 3…5 с.

Снятие с машин, консервация и хранение узлов и деталей. При длительном хранении машин на открытых площадках предварительно снимают, подготавливают к хранению и сдают на склад следующие составные части:

электрооборудование (аккумуляторные батареи, генератор, стартер, магнето, фары и др.);

втулочно-роликовые цепи; приводные ремни;

части из резины, полимерных материалов и текстиля (шланги гидросистем, семяпроводы, тенты, мягкие сиденья, полотенно-планчатые транспортеры и др.);

ножи режущих аппаратов;

инструмент и приспособления.

Электрооборудование перед сдачей на склад очищают от различных загрязнений, обдувают сжатым воздухом; клеммы покрывают защитной смазкой. Аккумуляторные батареи полностью заливают электролитом и хранят заряженными в неотапливаемом помещении. В период хранения ежемесячно проверяют плотность электролита и при необходимости подзаряжают батареи.

Втулочно-роликовые цепи очищают, промывают промывочной жидкостью и выдерживают (проваривают) не менее 20 мин в подогретом до 80…90°С автотракторном или дизельном масле. Затем их сушат и скатывают в рулон.

Приводные ремни промывают теплой мыльной водой или обезжиривают неэтилированным бензином, сушат, припудривают тальком и связывают в комплекты.

Пневматические шины хранят в «разгруженном» состоянии на машинах, установленных на подставках. Давление воздуха в них должно составлять не более 70% от нормального. Поверхности шин покрывают воском или другим защитным составом.

Наружные поверхности гибких шлангов очищают от масла, сушат, припудривают тальком. Рабочую жидкость из шлангов сливают, отверстия закрывают пробками-заглушками.

Наружная консервация машин включает операции подготовки поверхностей и нанесения защитных покрытий. Перерыв между операциями — не более 2 ч.

Консервацию поверхностей выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7751—85, ГОСТ 9.014—78, отраслевых стандартов и технических условий на машину конкретной марки.

Подбор оборудования, приспособлений для постановки и снятия машин с хранения

Основной комплекс работ по подготовке машин к хранению (за исключением мойки и установки на опоры) проводят на посту консервации. Высокое качество противокоррозионной защиты при этом достигается за счет эффективного использования технического оборудования и оснастки, создания оптимальных температурно-влажностных условий для проведения консервационных работ.

Схема стационарного поста консервации на 1 машина – места

Рис.1 Схема стационарного поста консервации на 1 машина – места

1 – установка для перекачки консервантов; 2 – установка для приготовления рабочее консервационных составов; 3 – шкаф для хранения заправочного инвентаря; 4 – установка смазочно-заправочная С-101; 5 – емкость для приготовления промывочной жидкости; 6 – емкость для отстоя промывочной жидкости; 7- установка для консервации цепей; 8 – стол для дефектовки цепей; 9 – установка для мойки приводных ремней; 10 – вешала для ремней; 11 – ванна моечная передвижная; 12 – верстак; 13 – стеллаж; 14 – шкаф для приборов; 15 – ларь для обтирочных материалов; 16 – шкаф для одежды; 17 – солидолонагнетатель ОЗ-9903; 18 – агрегат для разогрева и нанесения защитных противокоррозионных покрытий ОЗ-4899 (АКЭ-50);

Здесь технологическое оборудование сгруппировано по рабочим местам:

— для наружной консервации и нанесения защитных покрытий;

— приготовления рабочее консервационных составов и внутренней консервации;

подготовки к хранению снимаемых узлов и деталей.

Предлагаю также технологическую схему поста консервации представленную на рисунке 2:

Технологическая схема поста консервации сельхозмашин

Рис. 2 Технологическая схема поста консервации

1 – трубопровод для отработанных нефтепродуктов; 2,3 – установки для приготовления рабочее консервационного масла (топлива; 4 – установка для мойки ремней; 5 – агрегат ОЗ-4899 (АКЭ-50); 6 – емкость для приготовления промывочной жидкости; 7 – установка смазочно-заправочная С-101; 8 – компрессор; 9 – установка ОМ-2871Б; 10 – установка для перекачки консервантов; 11 – красконагнетательный бачок; 12 – пистолет-краскораспылитель; 13 – емкость для отстоя промывочной жидкости; 14 – ванна моечная; 15 – установка для консервации цепей; 16 – емкость для сбора отработанных нефтепродуктов.

В состав оборудования поста входят как серийные установки, так и нестандартное оборудование. Перечень их представлен в таблице:

Таблица 3

Оборудование Кол-во единиц, шт
Компрессор ГСВ-0,6/12 1
Установка смазочно-заправочная С-101 1
Агрегат окрасочный СО-5А 1
Солидолонагнетатель ОЗ-9903 1
Агрегат для разогрева и нанесения защитных покрытий ОЗ-4899 2
Верстак слесарный одноместный ОРГ-5365 2
Ванна моечная передвижная ОМ-1316 2
Тележка ТГ-125 1
Бочкоподъемник Б-500 1
Установка для промывки системы смазки ОМ-2871Б 1
Шкаф для хранения заправочного инвентаря 1
Емкость для приготовления рабочее-консервационных составов 2
Установка для перекачки рабочее-консервационных составов 2
Емкость для приготовления промывочной жидкости 1
Емкость для отстоя промывочной жидкости 1
Установка для консервации цепей 1
Стол для дефектовки цепей 1
Установка для мойки приводных ремней 1
Вешало для клиновых ремней 2
Стеллаж для хранения деталей ОРГ-1468-05-320 9
Емкость для приготовления мелоказеинового состава 1
Ванна для слива отработанного масла ОРГ-1468-18-520 1
Сцепка жесткая 1
Прибор для дефектовки цепей 1

Related Post

МАШИНЫ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙМАШИНЫ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ

МАШИНЫ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ Для внесения органических удобрений применяют различные разбрасыватели. Основная задача разбрасывателей внести на поле необходимое количество удобрений(норма внесения), равномерно распределив его по поверхности поля (равномерность внесения).

Разбрасыватель минеральных удобрений МВУ-5Разбрасыватель минеральных удобрений МВУ-5

Машина МВУ-5 (РУМ-5) предназначены для поверхностного (сплошного) внесения минеральных удобрений. Может применяться для нанесения других сыпучих материалов, (удобрений, извести, песка, химикатов и т. д ) во всех почвенно климатических зонах

Неисправности сельскохозяйственных машинНеисправности сельскохозяйственных машин

Наиболее часто встречающимися неисправностями сельскохозяйственных машин являются: деформации, затупление и неправильная установка рабочих органов, разрегулирование составных частей, ослабление креплений, износ и поломка деталей, отказы в работе гидравлических систем. Работа неисправными